«Природа и человек. XXI век», № 6, 2011

ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ

ТРОПИНКАХ...

 

Наш журнал одним из первых начал писать о реликтовом гоминоиде (снежном человеке). Мы постоянно знакомим читателей с новыми сведениями о нём, присылаемыми нашими авторами с разных концов мира. Недавно (см. «Природа и человек. XXI век», № 10 за 2010 г.) зампредседателя Российского общества криптозоологов Михаил Трахтенгерц проанализировал сообщения о встрече с йети разных лет из Гималаев. Официальная наука до сих пор отрицает само существование этого вида. Хотя факты говорят сами за себя. Наш корреспондент встретилась с Михаилом и побеседовала с ним.

 

Совсем недавно мой хороший приятель звукорежиссёр и профессиональный фотограф Юрий Сенькин рассказал мне такую историю о встрече со снежным человеком:

«В 1999 году я и мои однокурсники увлекались водным туризмом, и, собрав байдарки на берегу Ахтубы, мы начали наш поход. Мы были в заказнике — километрах в стах от Волгограда и в четырёхстах, если идти по Волге, от Астрахани. Днём миновали заброшенную турбазу. Вероятно, она была популярна в советское время, но мы нашли её в запустении. Разбили лагерь часов в восемь или девять вечера, чтобы успеть до окончания светового дня приготовить ужин и устроиться на ночлег. И тут у меня закончились сигареты. Я решил вернуться к турбазе, постучаться в сторожку и одолжить у сторожа курева. Он оказался разговорчивым, мы выпили чаю, поговорили о рыбалке, о местных красотах...

Словом, назад я возвращался в полной темноте: вытягивал руку и не мог разглядеть свои пальцы! Как это часто бывает ночью, слух обострился: помимо плеска реки и собственных шагов, я вдруг отчётливо услышал... другие шаги и хруст веток. Существо шло осторожно и, судя по всему, оно было двуногое: я слышал чёткий звук опускающейся на землю ступни. Неведомое существо двигалось в густых кустах параллельно со мной — расстояние между нами, по моим ощущениям, было метра 3—4. Я остановился, и оно тоже: шаги смолкли. Я останавливался 2—3 раза, и мой сопровождающий останавливался тоже. Я подумал, что нахожусь в низовьях Волги, а это весьма мистическое место! Ведь посёлок Первомайский стоит как раз на границе с калмыцкой степью и болотами Волги. Любой зверь в такой ситуации либо уже убежал бы, либо напал, воспользовавшись преимуществом и своей способностью видеть в темноте. Но ничего не произошло.

Я дошёл до лагеря, рассказал нашим. Некоторые не поверили, некоторые испугались — и не ночевали в палатках, просидели до утра у огня. Я увидел признак разумности неведомого существа в том, что оно просто следило мной, сопровождая, но не проявляясь никак».

 

Заинтересовавшись этой историей, я обратилась к заместителю председателя Российского общества криптозоологов Михаилу Самойловичу Трахтенгерцу, который более 25 лет занимается изучением реликтовых гоминоидов:

 

Корр.: Кто же такой снежный человек?

—   Это параллельная ветвь человека.

 

Корр.: А почему он не развился дальше, а только до такого состояния?

—   Не успел. Он развивается, но скорость его развития небольшая. Все живые организмы на Земле, от микробов до человека, развиваясь, достигают определённого уровня, занимают свою нишу. Есть обезьяны, которые к нам близки, но и они развиваются. Вот, если человека совсем убрать с лица Земли...

 

Корр. То его место кто-то займет?

—   Со временем. Но по законам земной эволюции, чем более высоко организован вид, тем быстрее идёт его развитие — поэтому человек и попал в «пионеры», обогнав всех. То есть эти существа, появившись одновременно или чуть позднее человека, замедлились в своём развитии, а у человека процесс развития пошёл быстро, поэтому мы стали людьми, а они только в процессе становления, и вопрос такой: успеют ли они развить свой разум больше, чем сейчас, а то, что разум у них есть, — это безусловно, так показывают наблюдения. И биологически они к нам очень близки — настолько, что сильно чувствуют родство!

 

Корр.: И поэтому хотят с нами общаться?

Даже не общаться. Некоторые стремятся к общению, но главное свойство интеллектуальных существ — любопытство. Они проявляют любопытство к человеку — хотят узнать, кто такой человек, как он себя ведёт, почему он такой. Есть очень интересные рассказы: вот, например, в Азербайджане двое таких существ жили, очевидно, высоко в горах и нечасто встречали людей. И вот они спустились к обжитым человеком местам. Милиционер шёл со службы вечером домой между селениями. Вдруг из-за дерева появляется одно из существ и хватает его. Причём милиционер был вооружён, но тут его словно парализовало, он оторопел: что-то большое, волосатое тащит его к дереву, а там сидит ещё такой же экземпляр. И вот до утра они разглядывают его, трогают его пальчиками. Потом он им надоел, они оставили его и ушли по своим делам.

Этот случай раскрывает тот же характер встречи, который упоминает ваш знакомый. Йети не хотел испугать человека, не хотел его убивать. Ему было просто интересно. Идёт человек, а он идёт рядом с ним и смотрит, что тот делает. Это типичный случай, который повторяется во многих рассказах. Более того, звуки шагов недоступного взору, прячущегося в темноте или за укрытиями существа — один из верных признаков присутствия реликтового человека в каком-то районе.

У нас есть рассказ из Калужской области, где двое ребят пошли в лес. Они вдвоём слышали, как их кто-то сопровождал, и, поскольку было достаточно светло, сопровождающий держался подальше и перебегал от дерева к дереву, прятался. Но всё же ребятам даже удалось его увидеть!..

А когда существо хочет испугать, оно, наоборот, делает своё присутствие явным: начинает топать. Вот рыбаки остановились на берегу. Шумят. Ему не нравится. Он приближается так, чтобы всё было слышно: топает ногами, ломает ветки, но не показывается. Конечно, это действует на людей очень угнетающе. Они начинают кричать: «Эй, кто там? Иди к нам!» А он не идёт. Переминается с ноги на ногу специально.

 

Корр.: Он охраняет свою территорию?

—  Ну, в общем-то, да, пугает таким образом: шумит, но не появляется на глаза. В другом случае он тоже хотел прогнать крепких ребят, которые, по его мнению, зашли туда, куда им не следовало. В этом случае он рычал и тряс деревья. А ведь самое страшное для человека — это не видеть источник опасности!

 

Корр.: Кстати, как пережил тот милиционер встречу с парочкой?

—  Пошёл домой. Испуганный. Как правило, для человека это стресс. Он никогда не видел их, хотя, наверняка, слышал, потому что на юге Азербайджана почти все знают об этом существе.

 

Корр.: Читала, что местные называют его «каптар»? Это правда, что они катаются на лошадях?

—  Правда. Каптар — это название, характерное для северного Азербайджана. Йети очень любит лошадей. это потрясающе! Они его завораживают. Он ходит вокруг, гладит их, косички заплетает, чтобы управлять лошадью при езде. И это не вымысел, но многочисленные рассказы очевидцев!

 

Корр.: Насколько можно верить таким свидетельствам?

—  Можно, хотя бы по причине их многочисленности. На Кавказе, особенно в Кабардино-Балкарии, встречи с реликтовым человеком в прошлом и позапрошлом столетии были, можно сказать, нормой. Есть рассказы стариков, что, допустим, женщины идут на реку по воду — так за это время они увидят не одного снежного человека, а даже нескольких. Бывает, он подойдёт, толкнёт, заигрывая. И по наследству передавались знания о том, что каптар забавное и совершенно безобидное существо. Правда, в других краях их отношение бывает не больно-то дружелюбным...

 

Корр.: На том же Севере, я читала свидетельства многих очевидцев! Случай, когда он мальчика разорвал! Из книга Ольги Кашмановой.

—   Это редкие случаи. Хотя да: на Севере они агрессивнее. Почему? Он — охотник, и человек — охотник, и они друг другу мешают. Даже не человек ему, а он человеку: может дичь разогнать, испугать... И человек начинает его изгонять. Но ему некуда идти со своей территории: он её защищает, а за обиды мстит, порой используя свою гипнотическую способность внушать страх.

 

Корр.: В вашем информационном блоке написано, что их стали встречать чаще. Это так?

В 2010 году только из двух мест пришли сообщения. Это — Северный Кавказ, но там их всегда было много, и — Урал. Вот там сообщений было меньше. Почему? Дело в том, что на Урале живут неразговорчивые люди: знают, но молчат. Кстати, поэтому мы о событиях узнаём спустя лет десять. Был парнишка, который пытался рассказать, что он видел пару йети на берегу. Звали его Саша Катаев. Было это в семидесятых годах. Жил он в селении на берегу реки Чусовой. Как-то вечером шёл вдоль реки, чтобы присоединиться к лагерю рыбаков, и вдруг видит: из воды на берег выходят два существа. Плеск воды, голос какой-то странный, мальчик подумал, что купаются женщины, и решил подсмотреть. Но было уже темно, он подкрался, а когда поднял голову, увидел, что это два больших волосатых существа. Одно — мужского пола, другое — женского. Они между собой о чём-то бурчали, что-то ели. Самка беременная — видно большой живот. Так они посидели, покупались ещё и поплыли на другую сторону реки. На другой стороне — высокие обрывистые скалы, называемые «Камнями». Существа вылезли, отряхнулись, обтёрли друг друга руками, а потом полезли почти по вертикальной скале куда-то вверх. И сколько Саша ни пытался кому-то рассказать об этом случае, его начинали принимать за сумасшедшего! А я ему верю, потому что приезжал туда, и мы с ним ходили на это место, смотрели.

 

Корр.: А какие доказательства, кроме устных свидетельств?

—   На самом деле всё, что нужно, есть: и фотографии, и съёмка. Сейчас семимильными шагами развиваются исследования ДНК. Уже есть группа американских учёных, которые работают в современных лабораториях и исследуют ДНК американских гоминоидов. Мы осваиваем методику сохранения материалов, которые могут дать ДНК. Так выяснили, что снежный человек — существо в основном растительноядное. Пища, проходя через кишечный тракт, смешивается с клетками организма, которые остаются в помёте. И тогда помёт становится ценнейшим материалом для того, чтобы узнать, кто этот помёт оставил! И не просто узнать, а определить, к какому виду относится животное. Однако результаты биологических исследований, как отечественных, так и зарубежных, давали неожиданный ответ: помёт оставлен человеком! То есть генетически, если обезьяна на 3—5% отличается от человека, то наше с ним совпадение — на 99,9%, практически большинство генов одинаковы с человеческими. Можно сделать вывод, что эти существа одного с нами вида, просто по эволюции мы с ними немного разошлись... по историко-биологическим меркам — недавно!

 

Корр.: А что нужно человеку с пытливым умом, чтобы их увидеть?

—   Почитать об их привычках, поверить в существование, поехать туда, потерять массу времени, — может быть, и увидишь. Во многих случаях так и бывает. Я думаю, что интерес и желание многих просвещённых людей узнать об этом существе больше — залог того, что рано или поздно будут организованы какие-то силы по его спасению от вымирания. А если не верить, не изучать, считать, что его просто нет, то, конечно, и спасать некого!.. Так в прежние годы наша Земля и теряла свою многоликость. К счастью, сейчас человек разумный становится мудрее...

Записала АЛЛА ГОРБАРСКАЯ